МОЛДАВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА "ЧФМ"
Государственное
предприятие «Железная дорога Молдовы», осуществляющее самостоятельную
деятельность в пределах государственной границы (с 1999 г ). Управление дороги в Кишиневе. Является
членом ОСЖД (код ЧФМ).
Эксплуатационная длина дороги (01 01 2001 г ) 1123,6 км. Предприятие работает
по двухзвенной системе управления. Управление железной дороги (предприятие) -
структурное подразделение (локомотивное депо, дистанция пути, станция и т. д. -
всего 44), без отделений железной дороги. Дорога связана с ж. д. Украины и
Румынии. Имеет 3 пограничных перехода с Румынией по ст. Унгены-Кристешти, Прут-Фэлчиу, Джурджулешты-Галац, с Украиной
14 переходов, главные из которых с Одесской дорогой по ст. Новосавицкая-Кучурган, Етулия-Разъезд 267 км, Колбасна-Климентово,
Джурджулешты-Рени, с Юго-Западной дорогой по ст. Вэлчинец-Могилев-Подольский,
с Львовской дорогой по ст. Крива-Мамалыга.
Основные узловые станции Окница, Бельцы-Слобозия,
Унгены, Кишинев, Бендеры, Бессарабка. В состав дороги входит 81 станция, в т.
ч. 58, открытых для грузовых операций. Развернутая длина пути 2360 км.
Дорога осуществляет пассажирские и грузовые перевозки
во внутригосударственном и международном сообщении со странами СНГ и Юго-Восточной Европы. Участок ж. д. от ст.
Раздельная (Украина)-Бендеры-Кишинев-Унгены-Яссы (Румыния) является
частью Девятого (Критского) ж.-д. транспортного коридора Хельсинки
(Финляндия)-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Кишинев-Бухарест-Димитровград
(Болгария) - Александрополис (Греция), установленного 2-й Общеевропейской
транспортной конференцией на о. Крит в 1994 г в качестве приоритетного направления
трансевропейской сети. Железнодорожные
линии Раздельная (Украина) -Бендеры-Кишинев-Унгены-Яссы (Румыния) и Раздельная
(Украина)-Бендеры-Рени (Украина)-Джурджулешты-Галац (Румыния) являются
соответственно участками международных линий Е-95 и Е-560 Европейского соглашения о магистральных ж.-д. линиях от
31.05.85 г.
, к которому Молдавия присоединилась в 1996 г.
Дорога
является многоотраслевым технически
оснащенным предприятием, располагающим квалифицированным персоналом,
высокопроизводительной техникой и развитой инфраструктурой. В подвижном составе находятся в
эксплуатации тепловозы, универсальные и специализированные грузовые вагоны,
контейнеры, комфортабельные пассажирские вагоны и дизель-поезда. Дорога оснащена
централизацией стрелок и сигналов, поездной и станционной радиосвязью. Широко используются средства механизации
путевых работ, автоматизированные системы управления грузовыми и пассажирскими
перевозками на базе мощных программно-технических комплексов и другая техника,
работают контейнерные терминалы. Первая
ж.-д. линия на территории Молдавии проложеная в 1865 г. между ст. Кучурган и
Раздельная, продлена в 1867 г.
до Тирасполя, в 1871 г
- до Кишинева. Линия связала Молдавию (Бессарабию) с побережьем
Чёрного моря и ж.-д. сетью Украины и России. Стала основой
формировавшейся транспортной системы. В 1857 г. было открыто движение на
линии Кишинёв-Корнешты-Унгены, которая обеспечила прямое ж.-д.
сообщение с Румынией. В 1877 г. в связи с русско-турецкой войной за 100
дней была сооружена Бендеро-Галацкая железная дорога через ст.
Бессарабка и Рени, которая связала Бессарабию с портами на р. Дунай. В
1894 г. линия Слободка (Украина) - Бельцы-Окница-Новоселица соединила
Бессарабию с ж. д. Австро-Венгрии. В начале 20 в. протяженность ж. д.
составляла 930 км. За
годы 2-й мировой войны ж.-д. хозяйство понесло огромный ущерб: было
разрушено 20% главных и 30% станционных путей, 50% путевых зданий и др. В
ходе послевоенного восстановления и технического перевооружения
несколько раз изменялась структура, протяженность и границы дороги,
которая обслуживала не только Молдавскую ССР, но и пограничные регионы
Украинской ССР, включая один из крупнейших в СССР речной порт Рени.
На
дороге применяются новаторские методы труда, внедряются
рационализаторские предложения и изобретения. В послевоенные годы в
Кишинёвской дистанции пути было освоено изготовление шпал на пилорезе,
созданном в мастерских; на ст. Бендеры предложены и освоены скоростные
методы формирования поездов с гарантийной маркой. Изобретателем Д. Д.
Матвеенко разработаны путевой гидравлический домкрат для подъемки пути,
прибор для измерения криволинейных участков пути, путеизмерительная
тележка, гидравлический костыледер и другие механизмы, широко
применявшиеся на всей ж.-д. сети. С 1961 г. на дороге внедряется
диспетчерское руководство поездной и грузовой работой. Предложенная на
ст. Бендеры технология работы стала основой для создания типового
технологического процесса работы участковых станций всей сети железных
дорог.
В
90-е гг. внедрялись экономические методы хозяйствования, которые стали
главенствующими в деятельности предприятия. В перевозочной работе
используется географическое положение государства на стыке
Севе-ро-Черноморского и Балканского экономических регионов Европы.
Социально-экономическая политика дороги направлена на повышение
жизненного уровня железнодорожников. В ближайшей перспективе на основе
международных инвестиционных проектов планируется модернизация дороги и
электрификация тяги поездов.
Источник: http://railway.in.ua/index/moldavskaja_zheleznaja_doroga/0-31 |